Можно без преувеличения сказать, что одной из самых любопытных загадок человеческого бытия является страсть к коллекционированию. Увлечение людей коллекционированием не праздное времяпровождение и не чудачество, как его представляют некоторые. Это – одна из форм общественно полезной деятельности. Это – творчество, а сама коллекция – результат порою многолетнего нелёгкого, но очень увлекательного труда, многочисленных поисков и исследований. Коллекционирование стало не только психологической особенностью, характеристикой личности, но и формой общественного сознания.  Почти все мы собирали  что-либо в своей молодости и детстве. Поэтому психологи считают, что процесс коллекционирования является нормой, пройти через это полезно для развития гармонической личности. Коллекционирование может выступать, как способ познания окружающего мира ведь скажем по маркам и значкам можно изучать искусство, биологию, космос, символы, историю, политику и многое др.  Для одних людей коллекционирование – это способ «переключится», уйти в интересный для себя микромир, то, что используется для психологической разгрузки и в качестве лекарства от стресса.  Для других это стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей  (собери коллекцию, соберешь себя). Коллекционирование может выполнять также функцию общения и объединения казалось бы самых разных людей. Оно является одним из способов налаживания взаимоотношений в таком популярном ныне направлении как нетворкинг. Не зря в каждом городе и стране, а также в сети Интернет существует масса обществ по интересам или клубов, в которых люди общаются, меняются, более опытные консультируют менее опытных, выстраивается определенная социальная иерархия. Это один из немногих сегментов жизни, где люди становятся равными, не смотря на их различия в социальном  и материальном  положении.  Особый интерес коллекционирование вызывает у профессиональных маркетологов. Его можно считать современно адаптированным, в приемлемой для общества форме, инстинктом  охотника. Ведь необходимость охотится, как средство выживания с древних времён  прочно вошло в глубинные слои психики человека. Коллекционирование есть один из способов реализации этого инстинкта. Действительно, поиски (выслеживание) нужного предмета  для своей коллекции, погоня за ним и эйфория, радость обладания им, признание среди коллег  - все это  напоминает определенные этапы охоты в классическом виде. 
 И хотя, коллекционирование носит сугубо индивидуальный характер, существует ряд правил и требований, которые необходимо соблюдать. Прежде всего, необходимо учитывать тот факт, что ваше увлечение должно быть по карману, оно  должно занимать в меру времени и по возможности быть полезным для здоровья. Оно должно быть интересно именно вам и не обязательно зависеть от модных на данный момент тенденций. Собирать можно всё: марки, открытки, календари, модели автомобилей и сами  автомобили, картины, фарфоровые статуэтки, значки и многое, многое другое. Сегодня я хочу затронуть такую тему, как собирание знаков и значков. Коллекционирование этих предметов называется фалеристикой. Происходит это определение от греческого слова «Фалера» - блестящее металлическое украшение. В Древнем Риме металлическими бляхами (фалерами) награждали отличившихся легионеров.  Таким образом, собирание наград уходит корнями в глубокое прошлое. В дореволюционной России коллекционерами были в большинстве очень состоятельные люди.  Их собрания носили накопительный характер и очень редко служили культурно-просветительным целям. В советский период собирательство в целом и значков в частности считалось средством привлечения широких масс населения к изучению политических и исторических событий , памятников культуры, науки, искусства и природы, а также считалось одним из видов общественно полезной  деятельности, сочетающей в себе разумный отдых с расширением культурного и общеобразовательного кругозора граждан, особенно молодёжи. В настоящее время фалеристика переживает бурный подъём. Выпускаются каталоги по различным разделам данного вида коллекционирования. Увеличивается количество предприятий занимающихся выпуском данной продукции. Однако необходимо отметить тот факт, что особое внимание уделяется наградной фалеристике, а выпуск «массовых серийных значков» отсутствует, практически полностью. Не достаточный объём  литературы, явная недооценка со стороны коллекционеров, отсутствие каких либо способов популяризации приводит к потере целого культурного пласта. Малое количество коллекционеров уделяет этому своё внимание. Мне посчастливилось познакомиться с одним из них. Сергей Леонидович Калугин. Библиофил, фалерист, собиратель киндер сюрпризов – в любом из этих направлений он может являться ведущим экспертом в стране. Начитанный человек, очень интересный собеседник, посвятивший собирательству, практически всю свою жизнь. Мне довелось увидеть его коллекцию значков, которая насчитывает десятки тысяч разложенных по темам, географическому признаку  и алфавиту экземпляров. Так я узнал о серийных массовых значках, выпуск  которых рассчитывался на самые широкие слои населения и начавшийся  с одного из самых ярких мероприятий проводившихся в нашей стране в 1957 году – VI Всемирного Фестиваля Молодёжи и Студентов. 

 

 

©  2016. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

"Наше кредо:

открытость в общении,

прозрачность в работе,

хороший результат..."

Артур Викторович Манин