Легендарная женщина — летчик, установившая свыше ста мировых рекордов, помнит Карелию и шлет сердечный привет ее жителям.

ВСТРЕЧА В МОСКВЕ


«Прошу принять меня в члены Карельского землячества в Москве. М.Л.Попович, военный летчик-испытатель 1 класса, инженер-полковник».
Такое заявление в правление Карельского землячества поступило недавно. И, конечно, знаменитую летчицу, по праву приняли в ряды общественной организации.
Марина Лаврентьевна жила в Карелии, хорошо помнит наш край. А вот в самой Карелии ее имя знают, к сожалению, немногие. И это, конечно, несправедливо. Имя Марины Попович неразрывно связано не только с историей авиации, но и с историей советской космонавтики. Тридцать лет она была женой Павла Романовича Поповича, который вслед за Гагариным, Титовым и Николаевым полетел в космос.
Мы встретились с ней в ее кабинете в Москве в помещении Международного центра Рерихов. Уже несколько лет она вице-президент этого Центра. И это еще одна грань жизни удивительной женщины, с которой мы знакомим читателей.


ПОТЕРЯННАЯ КОСА И ПОМОЩЬ МАРШАЛА


- Моя жизнь была во многом продиктована войной. Мы жили под Смоленском в городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны…Память войны – очень крепкая. Вот почему я хотела летать, хотела отомстить фашистам. Но пока я росла, война окончилась, а желание научится летать – осталось…
Из самых ярких ее воспоминаний о войне – эпизод воздушного боя. Подбили наш самолет, летчик выпрыгнул с парашютом, а фашистские пилоты расстреливали его, как живую мишень…
Этот случай она вспомнила при встрече с маршалом К.Е.Ворошиловым, который был тогда Председателем Президиума Верховного Совета СССР.
История встречи такая. Семья плотогона и скрипача Лаврентия Васильева, который был на фронте, попала в эвакуацию в Новосибирскую область. Мечты о небе, о полетах привели Марину Васильеву в Новосибирский авиационный техникум и в аэроклуб ДОСААФ. Техникум она успешно окончила и стала работать инженером-конструктором, а вот в аэроклуб ее приняли из-за небольшого роста только на парашютное отделение.
Но надо было знать характер этой девушки, решившей стать летчиком. Она проделывала разные упражнения, чтобы стать повыше, и добилась своего – стала летать на учебных самолетах. Только этого ей было мало — она хотела стать профессиональным летчиком.
Девушек в авиационные училища не принимали. Кто-то сказал, что помочь может только один человек – Ворошилов. И она поехала в Москву. Несколько дней добивалась, чтобы ее записали на прием. Ночевала на скамейке в парке и однажды, когда она спала, у нее … отрезали косу.
- Переживала, конечно, из-за косы, но, главное, я попала к Ворошилову. Нас запустили в кабинет втроем. Инвалида войны, просившего пенсию, женщину, у которой погибли на войне муж и сын, а сама она осталась без жилья, и меня. И вот Климент Ефремович спрашивает меня: «Какой у вас вопрос?» Объясняю, что хочу стать настоящим летчиком, а в училище не берут. Он спросил, почему у меня такое желание. Сказала, как есть – «Местью…» И рассказала, что помнила о войне.
«А сколько же вам лет?» Отвечаю — «Двадцать пять». Дело в том, что в начале войны наши документы пропали, и я …прибавила себе шесть лет.
Ворошилов так мудро улыбнулся: « От силы семнадцать…» Но главное он подписал документ, где была просьба оказать мне содействие.
И вот с этой бумагой я помчалась на аэродром в Тушино к Николаю Петровичу Каманину. Он дал команду проверить мои летные навыки. А там самолеты, на которых я не летала! Мамочки, что делать? Спасибо, нашлись летчики, которые дали нужные советы. Пришел Каманин, с которым предстояло лететь. «Готовы к полету?» Отвечаю «Да» и тут же говорю, что ноги до педалей не достают. Дали мне какой-то самолетный чехол, чтобы могла лететь, и мы пошли на взлет…

 

РОМАШКИ ПОДУЖЕМЬЯ


Ромашки на краю аэродрома,
как девочки глазастые.
Я снова на Земле, я с ними дома,
они к судьбе причастные…
А утром уходя в полет,
возьму их в небо синее.
Взгляд на ромашки упадет,
и станет мир красивее…
Эти строки родились у Марины Попович в Карелии в гарнизоне Подужемье близ Кеми, куда лейтенант Павел Попович привез молодую жену.
Они познакомились в 1951 году в Новосибирске на вечере в аэроклубе. Павел был курсантом летного училища, Марина училась в техникуме и занималась в аэроклубе. В тот вечер Павел пел со сцены свою любимую песню «Дывлюсь я на небо…»
Познакомились и… расстались на несколько лет. У Павла – учеба, служба на Дальнем Востоке, потом на Севере, у Марины – тоже учеба в летной школе, а потом работа летчиком- инструктором в Саранске. Но весной 1955 г. Павел во время отпуска приехал к невесте. Через четыре дня они отправились в ЗАГС. Их приданным стал чемодан писем, которые накопились за годы разлуки и два диплома летчиков.
Друзья Павла по авиаполку приготовили молодоженам скромные подарки — духи для Марины, две тумбочки, набитые плитками шоколада, и радиоприемник, который будет жить и в Звездном городке.
В Подужемье Марина часто ходила к аэродрому, наблюдала за полетами МиГов, делала по привычке, как инструктор, записи. Однажды ее даже задержал бдительный караул. Потом она вновь уехала в Саранск, откуда писала мужу: «Бросить полеты не могу…»
В Подужемье они вернулись осенью 1956 г. уже втроем с дочерью Наташей, которая родилась на родине Павла Романовича в Узине.
- Жили семьи военных тогда трудно, — вспоминает Марина Лаврентьевна. — Быт – скромнее некуда. Продукты все привозные, все ограничено. Но выручали друг друга…
Однажды в семью одного офицера пришла беда. Заболела его жена, кормившая грудью дочку. Пропало молоко, а соску девочка не брала. Услышав об этом, Марина Попович бросилась к ним в дом…
Вечером, когда Павел вернулся домой, увидел, что у дочки появилась подружка и Марина кормит их по очереди. Первые дни он помогал жене во всем – топил печь, грел воду, стирал пеленки, а утром уходил на полеты. Были и бессонные ночи, когда девчонки плакали в два голоса. Пришлось Павлу ночевать в гостинице. Потом женсовет установил у них дежурство жен офицеров. Через несколько недель, когда заболевшая женщина поправилась, Марина и Павел передали ей дочку в полном здравии. Это был счастливый день для обеих семей.
После первого полета Поповича в космос однополчане из Подужемья пришлют ему поздравления и вырезку из газеты с заметкой «Подвиг жены космонавта», где говорилось об этой истории.
Помнит Марина Лаврентьевна и такой драматический случай той поры.
- Воду к нам привозили на автомашинах – водовозках. Однажды стою, набираю воду, а она … отъезжает от меня. Водитель вышел из кабины, не проверив тормоза, и машина поехала под наклон к реке. Я бросилась в кабину и, хотя не знала, где какая педаль, пыталась затормозить. Не сразу, но это удалось сделать. Свидетелем этого стал один офицер. Он не удержался и даже в сердцах стукнул меня: «Что же ты делаешь?! Могла упасть в обрыв! У тебя же дома грудная дочь…»
…Когда Павел Попович полетел в космос в 1962 году, он взял с собой засушенный букетик ромашек, подаренный когда-то женой…


ОТРЫВАЛИСЬ ОТ СЕВЕРА С ГРУСТЬЮ


13 августа 1962 г. в газете «Красная звезда» был опубликовано интервью с космонавтом — 4 Павлом Поповичем, где он вспоминал Карелию.
«…Мы переехали в большой северный город Петрозаводск. Марина взбодрилась, засияла: она снова определилась летчиком-инструктором в аэроклубе. Меня назначили адъютантом эскадрильи. Я попал под начальство опытного командира полка полковника Б.В.Масленникова… Забурлила, понеслась стремительная жизнь в гарнизоне. И Марина была довольна: она летала. Что еще надо? Но вдруг пришла телеграмма: меня переводят в подмосковный гарнизон. Но, честное слово, я отрывался от Севера с большой неохотой и грустью…»
О Петрозаводске и Бесовце Марина Лаврентьевна вспоминает с добрыми чувствами, хотя поначалу были трудности с жильем. Некоторое время им пришлось даже жить в одной комнате с семьей другого летчика.
Но была любимая работа, были полеты в небе Карелии весной 1958 года. Должность ее официально звучала так – «старший инспектор-летчик республиканского комитета ДОСААФ Карельской АССР».
В августе 1962 г. в газетах Карелии было немало заметок и воспоминаний о семье Попович. Вот, например, что говорил о Марине Лаврентьевне начальник авиаклуба ДОСААФ П.Ф.Великанов:
« К нам она приехала зрелой летчицей, мастерски водила самолет. И с первых дней подружилась с товарищами, стала жить интересами коллектива. И еще одно отличает ее характер – упорство и настойчивость. Одно то, что она, женщина, стала летчиком, вызывает уважение. Сил для работы не жалела. Частенько наведывалась в учебные группы парашютистов и планеристов. Свою работу знала отлично, много летала. Уехала крылатая семья Поповичей из нашего города, но светлый след в памяти друзей и знакомых остался…»


МАДАМ  МИГ


Когда советские летчики учились преодолевать на новых машинах сверхзвуковой барьер, это было для них серьезным испытанием. Но еще труднее было преодолеть этот барьер женщинам-летчикам. И все же он был взят.
Самой первой это сделала Марина Попович на истребителе «Миг-21». В 1964 году она стала летчиком-испытателем, и установление рекордов полетов (101 мировой и 128 всесоюзных!) было для нее профессиональным делом. Иностранная пресса дала ей звучное имя — «Мадам МИГ»
Небо, полеты – захватили ее целиком, без остатка. И это продолжалось многие годы порой даже в ущерб семейным делам. Дочки Наташа и Оксана часто скучали по матери.
…Был трагический день, когда судьба подарила ей жизнь, но поставила перед выбором. Ее «МиГ» упал при взлете. Она чудом выжила. После таких катастроф, как правило, больше не летают. Но она все-таки вновь выбрала небо и летала, в том числе на гигантском «Антее» и установила с экипажем 10 мировых рекордов.
У нее множество наград, званий и титулов. Она автор десятка книг. Последняя из них — «НЛО над планетой Земля». Много ездит по стране и миру. Готова приехать и в Карелию, а пока шлет привет:
«Дорогим жителям Карелии, особенно жителям Подужемья, Бесовца и Петрозаводска! Написать бы в небе размашистым почерком, каленым пером самолетных ракет — «Примите, любимые северяне, от испытателя самый горячий сердечный привет! С любовью М.Попович».
 Анатолий Иванов, Юрий Шлейкин.


Прошу принять меня в члены Карельского землячества в Москве:
Попович Марина Лавреньвна – военный лётчик-испытатель 1 класса, полковник-инженер
В 1951 году окончила авиационный техникум в Новосибирске. Окончила летно-техническую школу ДОСААФ в Саранске. Окончила Московский филиал Киевского авиационного института. Окончила Ленинградскую академию гражданской авиации (Высшее авиационное училище). Кандидат технических наук. Окончила два курса ГИТИСа. Пять лет была летчицей-спортсменкой в ДОСААФ, работала инструктором в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова. В 1964 году начала готовиться к выполнению рекордных полетов в ГКНИИ ВВС. С 1979 года пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве. Была президентом летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино. Позднее возглавила авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности. Работает в центре А.Е. Акимова, который занимается торсионными полями. Является проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе. Президент Международной академии энергетических инверсий им.П.К.Ощепкова. Вице-президент НО «Международный фонд «Здоровье Отечества».
Воинская служба: Работала инструктором в летно-технической школе ДОСААФ в Саранске. В 1964 году стала летчиком-испытателем. Работала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Первой из летчиков-испытателей женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ. Летом 1965 года на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград – Москва – Астрахань – Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км. 10 мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (АН-22). В последнем рекордном полете возглавляемый ею экипаж преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
До 1978 года служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области.
Воинское звание: Инженер-полковник ВВС (с 1978 года), ныне в запасе. Генерал-лейтенант казачьих войск.
Космическая подготовка: Принимала участие в первом отборе женщин — кандидатов в космонавты. Проходила стационарное медицинское обследование в ЦВНИАГ в составе второй группы из 9 человек в феврале — марте 1962 года. Однако на комиссию не представлялась и была отчислена.
Классность: Летчик-испытатель 1-го класса. Обладательница 101 мирового рекорда на различных типах машин. Общий налет составляет более 6 тысяч часов на 40 типах ЛА. Заслуженный мастер спорта СССР.
Публикации: автор и соавтор четырнадцати книг, в том числе сборника стихов «Жизнь — вечный взлет» (в соавторстве с Т.Кожевниковой, М.: Молодая гвардия, 1972), и книг: «Хождение за два маха», «Сестры Икара», «Старт над облаками», «Автограф в небе» (М.: Советская Россия, 1988), «НЛО над планетой Земля» (СПб.: М-Студио, 2003). Автор киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной».
Награды:
Герой Социалистического Труда. Награждена орденом Знак Почета и еще 2 орденами СССР. Награждена Золотой и Серебряной медалями имени С.П. Королева и большой золотой медалью ФАИ.
Действительный член Платоновской Академии наук (Франция), действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), действительный член Международной Духовной Академии, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, член Союза писателей. Увлекается НЛО и другими аномальными явлениями, мечтает заняться строительством дирижаблей, выйдя на пенсию, увлеклась горными лыжами. Ее именем названа звезда в созвездии Рака.
 
 

©  2016. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

"Наше кредо:

открытость в общении,

прозрачность в работе,

хороший результат..."

Артур Викторович Манин