ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД НА КУБАНИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

(на материалах станицы Анастасиевской Славянского района)  
 
В статье на основании богатого этнографического и фольклорного материала воспроизводится традиционный кубанский свадебный обряд, сопровождающийся неизменными шуточными, игровыми и обрядовыми песнями. Авторы сохранили первоначальное звучание и написание текста обрядовых песен на характерной для региона «балачке», что делает статью интересной как для ученых, так и для специалистов культурно-досуговой деятельности. Ключевые слова: свадебный обряд, кубанские традиции, традиционная культура Кубани, свадьба. 

 
D.A. RESHMET,  A.I. DEMCHYK 
 
Reshmet Dmitry Aleksandrovich, candidate of historical Sciences, deputy head of department of culture of the municipal administration of the Slavic area (Krasnodar region, Slavyansk-on-Kuban, Krasnaya St., 30/2, kab. 29), dreshmet@yandex.ru Demchuk Antonida Ivanova, honored worker of culture of Kuban, head of the folklore-ethnographic ensemble "Cossack melodies" (Krasnodar region, Slavic area, village Anastasievskaya, Krasnaya St., 162. 
 
TRADITIONAL WEDDING CEREMONY IN THE KUBAN. A HISTORICAL RECONSTRUCTION (BASED ON MATERIALS OF ST.ANASTASIEVSKAYA SLAVIC AREA) 
 
The article, based on rich ethnographic and folklore material, Kuban played the traditional wedding ceremony, accompanied by constant comic, game, and ritual songs. The authors retained the original sound and the lyrics, ritual songs characteristic of the region "balachka" that makes a story interesting for both scientists and specialists of cultural and leisure activities. Keywords: wedding ceremony, traditions of the Kuban, traditional culture of the Kuban, the wedding. 
 
 
Свадьба это самый яркий, радостный, запоминающийся на всю жизнь праздник. Традиционно на Кубани свадьбу играли в течение двух дней – в воскресенье и понедельник. Все элементы свадебного обряда сопровождались напевными, шуточными игровыми песнями: сватовство, одевание невесты, встреча жениха со сватами и боярами, выкуп невесты, веселое застолье. Обрядовая традиция в различных районах Краснодарского края, будь то 
свадьба, проводы в армию, святки, имеет определенные, характерные только для данной местности, особенности, связанные, прежде всего, с ментальностью ее носителей. В связи с этим, для формирования наиболее полного представления о культуре и традициях населения Кубани, на наш взгляд, необходимо учитывать их региональные особенности. Описание свадебного обряда, представленное в настоящей статье, относится к первой половине ХХ века, является исторической реконструкцией, основанной на воспоминаниях участницы народного самодеятельного коллектива фольклорно-этнографического ансамбля «Казачьи напевы» ст. Анастасиевской Александры Ивановны Проценко и дополненной рассказами о 35-летней творческой деятельности коллектива. Раньше молодых не спрашивали, за кого выходить замуж или на ком жениться. Пришло время – родители решают: «Трэба хлопця жиныть». Ктото мог посоветовать выгодную партию: «О там, у Муковозив, дивчина хороша». Засылали сватов. В любом хуторе или станице всегда есть такие красноречивые мужчины, которые за словом в карман не полезут, и сказать вычурно с прибаутками смогут, и сфантазировать целое представление. Например: «В нас е купэц, по всему свити шукае товар, а найшов его тут блызенько. Кажуть люды, е в вас дивчина гарна та работяща. Вот мы й прыйшлы подывыця, та й можэ договорымось» и т.д. Далее идет разговор о том, что за жених, чей, кто родители и откуда. Если заинтересовались предложением, то приглашают дочку и говорят о своем решении. Дочка не смела перечить родительскому решению, и должна была подчиниться. В знак согласия она разрезала пополам «хлибыну» и повязывала сватов приготовленными ею рушниками. Здесь могла звучать обрядовая песня «Ийшов мымо двору»: 
 
Ийшовмымо двору, заглянув в комору: «Ой, старосты сыдять». Сыдять розмовляють, дивчину пытають: «Ой чи пидышь, чи ни?». Дивчина кывнула, рукою махнула: «Ой пытайтэ старих». 
И батько согласный, и маты согласна. Ой, одын братик не. Ой, братик, риднэнький, голубчик сызэнькый, ой, отдай жэ мене. Воны люды добри, життя будэ гарнэ, ой, мабуть я пийду. 
 
Сватов щедро угощают горилкой, закусками, соленьями, маринадами, выпечкой. Сватовство состоялось. Звучит песня сватов: 
 
Занэдужав я в дорози тай набрався я биды. Лэдьбы, лэдьбы до дому добрався, прывэзлы мэнэ волы. 
 
Затем родители невесты и жениха договариваются о дне свадьбы или о вечере. У невесты были свои гости, у жениха – свои (родные, друзья, близкие, соседи). Подготовка к свадьбе занимала определенное время. Жених должен был одеть невесту, купить платье, фату, белье, туфли, цветы. Невеста не один год с помощью матери готовила себе приданное: подушки, наволочки (вышитые или выбитые), постельное белье, одеяло, вышитые рушники, скатерти. Собирались родственники готовить свадебные угощения: пекли шишки, «гыльцэ» (свадебное деревце, украшенное конфетами, калиной, орешками, ленточками), «дывынь» (свадебный каравай), пироги с различной начинкой, жарили пирожки с сыром, капустой, картошкой; варили хворост, холодец, узвар (компот из сухофруктов), кисель, конфеты. Доставали из погребов соленья и маринады, овощи и фрукты. Заранее готовили к свадьбе вино, которое стояло годами закопанное в землю и ждало своего часа. Из фруктов и буряка варили горилку (самогонку). За неделю до свадьбы мужчины – родственники или соседи, после работы собирались, чтобы приготовить свадебный двор. Делали брезентовый навес, занавешивали стены одеялами, покрывалами, закрывали двор так, чтобы не было сквозняков. Украшали двор бумажными флажками, салфетками, гирляндами – цепочками, склеенными клейстером из раскрашенной бумаги. Повсюду развешивали бумажные плакаты с шуточными рисунками, поздравлениями и пожеланиями. Свозили длинные столы для гостей и лавки. Не в 
каждом доме были длинные столы и лавки, рассчитанные на большое количество гостей. На всю станицу они были, как правило, у 3-4 хозяев. Поэтому, при подготовке к свадьбе, заранее шли к хозяевам, чтобы договориться о свадебной «мебели» на определенное число. Столы накрывали имеющейся в доме тканью, а лавки – половиками, покрывалами или круглыми ковриками. Крашенные лавки не накрывали. За день или два до торжества жених с невестой разносили шишки – приглашения на свадьбу. Наступил день свадьбы. Утром приходят дружки (подружки – одевать невесту). Одевают, снаряжают и поют обрядовую песню: 
 
Нэнько ж моя, тай ный лай мэнэ, докучила – так отдай мэнэ, Ны ты мини надокучила докучилы подружкы твои. Нэнько моя, як ны будэ мэнэ в тэбэ ны зайдуть подружкы до тэбэ. Воны й ты муть, двирмы наты муть тоби жалю прыдаваты муть. Воны й ты муть всэ улычка мы умыися, нэнько, слизонькамы. 
 
Всегда находились любители, знатоки обрядовых свадебных песен, которые сопровождали всю свадьбу. А старшие и родственники готовили столы для гостей. На самом почетном месте ставили стол для жениха и невесты. На этот стол ставили «гыльце», «быкы» (две четверти, наполненные одна красным вином, другая – горилкой, которые связывались между собой красной лентой), на двух больших тарелках ставили «дывынь» и две ложки, связанные красной лентой. Для этого стола готовились лучшая посуда и угощения.  В назначенное время приезжает жених со сватами, боярами с гармошкой. Летом приезжали на линейках, зимой – на санях. Звучит обрядовая песня: «Наихалы до нас гостонькы» 
 
Наихалы до нас гостонькы и с чужои сторононькы, С цымбаламы, с бубонамы, з молодымы боярамы. Обступылы усю хату, сталы матир выклыкаты. Ой, дэж наша висильняя маты, обищала дочку нам отдаты. 
У далэку сторононьку, у чужую тай хатоньку. У ворот гости невесты не пускают жениха, требуя выкуп. Это, в основном, молодые хлопцы – соседи невесты: «Ставь магарыч, бо нашу дивку бэрэшь». Магарыч получен – пропускают. Звучит песня: 
 
Ой, дружечкы, вы паняночкы, становиця вы на лавочкы. Ныхай Ваничка проходэ рядом з Олечкой сидаэ. 
 
Но жениха не пускают младшая сестра, брат и тоже требуют выкуп: «Не, не, не! Я без выкупа нэ пустю!». Детям давали какие-нибудь самодельные тряпичные игрушки или конфеты. Звучит песня. 
 
Я й зятеви квитку прышивала – тры моточка шолку потиряла. Четвэртого – половыну, выкынь зятю хочь полтыну. 
 
Пришивают квитку к головному убору. Вот теперь жених подходит к невесте, откидывает фату, целует и садится рядом. Рядом с женихом дружок, с невестой – дружка. Предплечье правой руки жениха перевязывали тонкой белой тканью или шарфиком, к груди прикалывали букетик из белых восковых цветов с двумя кольцами. У дружка тоже белый букет, но без колец. У дружки так же белый восковой букет. Перевязывали гостей по договоренности родителей – чья сторона сколько гостей вяжет. Мужчин перевязывали рушниками, женщин – платками. Староста, главный распорядитель свадьбы, приглашает всех гостей за стол. Произносятся тосты, поздравления. Гости выпивают, закусывают. Звучит обрядовая шуточная песня. 
 
А дружэчкы илы, илы – пив голубонькы из зилы. А бояры илы, илы – цилого верблюда ззилы. Оставылы кости, та горбы тай ти поховалы у торбы. Пид солому поховалы, щоб собакы ны покралы. 
Тай ны кажить ны кому, пока довэзэм до дому. Затем еще одна шуточная обрядовая песня. 
 
Ой, староста, вы старэсэнькый, вы голубчику сызэсэнькый. Выпустить нас из хаты на вулыцу погуляты. Тай по двори проходытыся, на боярив подывытыся. Чи высоки, чи нызэнькы, чи долэки, чи блызэнькы Чи высоки в их пидборы, чи воны же чорноброви Чи ны крыви, ны горбати, чи умиють танцюваты. 
 
Гости выходят во двор: танцуют, пляшут, смех, шутки, веселье, новые знакомства. Очень часто на свадьбе завязывались знакомства, которые затем продолжались и заканчивались новой свадьбой. Затем жених с невестой со сватами и частью гостей невесты едут к жениху. Там их встречают хлебом-солью, из большого сита обсыпают конфетами, орешками, хмелем, зерном, мелкими монетами. Дети и взрослые наперебой собирают «обсыпание» со смехом, шутками, наставлениями: «Гроши ложить пид квочку, шоб добрэ курчата лупылысь». Тут уже староста со стороны жениха приглашает гостей за свадебный стол. За столом происходит знакомство с новыми родственниками, звучат тосты, поздравления и песни. Погуляв немного, невеста вместе со своими гостями возвращается к себе домой, где гуляние продолжается. Дружка ни на шаг не отходит от невесты, оберегая ее от «любителей» украсть туфли или цветы невесты, чтобы потом требовать выкуп. Гуляние в доме невесты продолжается. Вскоре сваты со стороны жениха приезжают за приданым. Выставлено приданое, звучит песня. 
 
А нам маты нэ давала спаты – заставляла пирьячко драты. А мы пирьячко дралы, тай Олечки подушечкы дбалы. 
 
Сваты с шутками, прибаутками: «А шо ж воно там за прыданэ? Може воно негожэ?» проверяют, трясут, примеряют приданое: «давайтэ магарыч, бо прыданэ нэ довэзэм!». Получив магарыч, выпив горилки, закусив, потанцевав, сваты с шумом- гамом увозят приданое в дом жениха. Вскоре начинается обряд дарения. Первыми молодых одаривает молодежь – подруги, друзья невесты. Погуляв еще немного, молодежь собирается покидать свадьбу. Звучит обрядовая песня. 
 
Упала гылэчку до долу – пора дружэчкам до дому. А бояры вслид за намы оставайся, Оличка, с бабамы. 
 
Молодежь покидает свадьбу и больше не возвращается. Их провожают родители и родственники невесты. Невеста не сдерживает слез при расставании с друзьями. Дарение продолжают родители и старшие гости. Процедурой дарения руководит староста (на плоской тарелке шишки и чарки с горилкой). «Е у молодого и молодой папа и мама. Кланяются молодой и молода шишкою и горилкой» (молодые трижды кланяются и подают родителям, невеста – шишку, жених – чарку с горилкой. Родители принимают, одаривают молодых). Например: «Даруемо мы Вам диты, бычка, та рябутылыцю на плид, на новэ подвирье. Шоб на другый рик прыгласылы молочка напыцця. И щей даруем грощи, щоб буллы хорощи, щей мидни, шоб нэ буллы бидни, щей серебро – на добро». Выпивают горилку, закусывают шишкой. А староста продолжает: «Е у молодого и молодой тетя Надя и дядя Гриша. Кланяются молодой и молода хлебом-солью и горилкой». Молодые трижды кланяются, тетя и дядя принимают угощение и озвучивают свои дары: «Спасибо папе и маме, шо прыгласылы, за шишку за горилку. А вам, молодым, даруемо пьятак, шоб в жизни всэ було так, два сырнычка, шоб булы в вас сын и дочка. А тоби, невеста – коробку горобцив – шоб нэ дывылась на чужих молодцив. А тоби, сынок, – коробку сыныць, шоб нэ дывывся на дру
гих молодыць». Тетя и дядя подносят горилку ко рту, кривятся и кричат: «Гирька горилка!». Гости подхватывают: «Горько! Горько!». Молодые целуются, тетя и дядя выпивают, закусывают. А староста продолжает обряд дарения, пока не подарят последние гости. При дарении гости проявляют чудеса фантазии и юмора, вручая свои подарки. Если дарятся деньги, то их опускают в 3-х литровый баллон и, после последнего дарителя, закатывают крышкой. Его уже после свадьбы вскроют молодожены и решат, как распорядиться деньгами. Наступает самый трогательный момент свадьбы – прощание невесты с родным домом, родителями. Без слез дочки и матери не обходится. Звучит обрядовая песня: 
 
Ой, боже ж мий, шо я наробыла, свою нэньку тай посыротыла. Свою нэньку тай старэсэньку, голубоньку тай сызэсэньку. 
 
И еще одна песня: 
 
От батэнька та щей на отходи посадылаорих на огороди. Росты, росты тай укориныся живы, нэнько, тай нэжурыся. 
 
Мать и отец благословляют молодых на счастливую семейную жизнь:«чтоб жена мужа слухала, а муж жену бэриг и заботился о семье». Вручают молодым икону, дети целуют икону, принимая. Дальше вручают молодым «дывынь»: «Ось вам диты, чашкы, ложкы и хлибына на двох. Тэпэр ты, доню, одризана скыба от хлиба. Иды й не обэртайся, назад дорогы нэмае. Идить, диты с Богом!». Звучит обрядовая песня: 
 
Выгрыбай, маты, с пэчи жар, жар, колы тоби дочку жаль, жаль. Кыдай, маты, у пичь дрова, оставайсь жива-здорова. 
 
Проводив невесту со двора, гости продолжают веселье и начинаются новые хлопоты. Гости уже напились и наелись, кто-то пытается найти мес
течко, чтобы отдохнуть. Особое внимание «быкам», чтобы их не украли. Уверенные в непорочности своей невесты готовят красный флаг. Перед двором «садят сад-огород» – высаживают небольшие фруктовые деревья, калину, цветы, капусту, помидоры, перец, баклажаны. Дорожку между ними посыпают песком или ракушкой. Уставшие гости позволяют себе небольшой отдых до раннего утра понедельника. А в то же время, простившись с домом невесты, молодые подъезжают к дому жениха. Звучит шуточная песня: А у нашого свата тай соломьяна хата, камышани одвирки, Ны дае сват горылкы. В Залогив ворота упалы, а в Стэцунив дивку укралы Ой, докы ж мы стоятымым? Сыру зэмлю тай топтатымым? Червонымы чобиткамы, золотымы пидковкамы. 
 
Для матери жениха звучит песня: 
 
Тоби, маты, нэ журытыся, тоби, маты, вэсэлытыся. Топы, маты, пичку ранэнько бо приидэ сын-соловэйко. Тай прывэзэ нывисточку – молодую користочку. Слава Богу сына пожиныла, славо Богу нывистку диждала. Кыдай, маты, у пичь трискы, дожидай соби нывисткы. Як топыла тай топыты мышь, як варыла тай варыты мышь. 
 
Наступает второй день свадьбы – куры. 
 
Самые активные из гостей невесты (три-четыре человека) рано утром собирают в сумку или кошелку «завтрак невесте», а заодно «роздывытьця» простынь молодых. Получив нужный результат, отправляют «гонца» в дом молодой жены. Прибыв на место, гонец оповещает результат осмотра. Проснувшиеся или рано пришедшие гости вывешивают повыше красный флаг, бьют в «колокола» (медные тазы и прочие громко звучащие предметы), мужчины у ворот готовят «качели» – крепкие покрывала. Начинают сходиться 
гости, несут с собой курицу или петуха. Большие выдумщики «наряжают птицу». Но попасть во двор не просто. У ворот качели – гостя укладывают на покрывало и крепкие мужчины со смехом и шутками его качают, а затем берут за это плату. Кто не хочет качаться за плату – пролазь бесплатно в трубу тут же у ворот. Эта церемония продолжается пока не придет большая часть гостей. Столы готовят к завтраку, «казначеи с качелей» подсчитывают «накачанные гроши», если нужно докладывают до нужной суммы на подарки папе и маме. К этому времени подходит группа гостей со стороны молодого. В их числе и те, что носили завтрак молодоженам. Свадебное платье и фата сняты. Молодая жена и муж одеты в одежду второго свадебного дня. Все гости садятся за стол завтракают, шутят, поют. Некоторые из них исчезают, чтобы скоро появиться в новом обличье ряженых. Под общее веселье появляются ряженые «невеста и жених» в невероятных «свадебных одеждах». «Невеста» – высокий худой мужчина в парике – прическе и фатой из тюлевой занавески на голове. Лицо соответственно накрашено, на голых ногах «свадебные туфли». «Невеста» томно опускает глаза и идет под руку с низеньким толстеньким, в соответствующих случаю одеждах, «женихом». Тут же их «гости» – разодетые музыканты с невероятными инструментами, «доктор-лекарь» с предметами «первой помощи», цыганки-гадалки, почтальон и т.д. Все зависит от того, как подобрался творческий состав выдумщиков из числа гостей. Ближе к полудню ряженые, казначеи, гармонист и прочие гости с шумомгамом идут по улицам в сторону ближайшего магазина или базара. По пути не забывая зайти во дворы тех гостей, которые по какой-то причине еще не пришли на второй день свадьбы. И тут уже берут все, что под руку попадет: курицу или петуха, утку или гуся – плату за прогул, и вся эта ватага заходит в магазин покупать подарки папе и маме. Подарками могли быть ночная рубашка, панталоны, большие трусы на вырост и прочее. После этого веселая кампания возвращаются домой. Тут уже кипит работа – потрошат и обрабатывают птицу, раскатывают тесто на лапшу, готовят другие закуски. К вечеру должна быть готова до
машняя лапша на курином бульоне. Ряженые отдают на кухню «собранную птицу» и готовятся «угодить» родителям. Папа и мама, зная намерения «детей», стараются куда-нибудь спрятаться, чтобы избежать готовящейся процедуры, но «диты» их все равно находят и делают свое дело. А именно: раздевают до нижнего белья, а то и наголо, и «купают» в ваганах в «муляке». Потом надевают купленные трусы, панталоны, рубашки, сажают тут же в тачку и везут катать. Все это сопровождается смехом и шутками. Наконец-то родители освобождаются от опеки «дитэй», действительно идут купаться, переодеваться и отдыхать до вечера. В гулянии наступает пауза до вечера. Кто-то идет домой отдыхать, управляться, кто-то остается на месте помогать готовить стол. Вечером после работы гости собираются вновь в доме невесты. На стол подают лапшу с курицей и прочие закуски. Тут уж полный разгул фантазии гостей в произношении тостов и пожеланий. Гуляют, веселятся, поют частушки «с картинками» и переплясами. На курах веселятся порой больше и задорнее чем на первом дне свадьбы. Гуляют до полуночи. Звучит обрядовая прощальная песня: 
 
Ой, до дому, до дому. Чегось мини хочиця:  чи у мэнэскотына, чи малая дытына. Як бы в мэнэскотына то я б еиглядила,  як бы в мэнэдытына то я ябиикохала Папа и мама «отделяют дитэй»: веточкой гыльцэ, шишкою и горилкою.  
 
На этом свадьба заканчивается. Свадебные символы:

1. Шишки. Символ свадебного стола и приглашение на свадьбу (без шишкы ныхто нэ пидэ на свадьбу). Их пекли на свадьбу несколько сотен из дрожжевого теста, похожие на шишку хвойного дерева. Шишкой приглашали на свадьбу, ее вручали гостям при дарении, а также по окончании свадьбы «отдилялы дитэй» так же шишкой. 
2. Гыльцэ. От слова гылка – ветка вербы или вишни с 3-5 веточками. Их очищали от коры, обматывали пресным тестом или тем же тестом из которого пекли шишки, и выпекали в печи или «кабыце». Затем его помещали в емкость наполненную зерном (символ благополучия) или в тыкву, которые драпировались белой тканью с кружевом и лентами. Гыльце украшали ленточками, калиной, маленькими яблочками, конфетами, орешками, чтобы оно было прекрасным, как сама невеста. Гости невольно первый взгляд бросали на чудесное деревце, а потом уже на невесту. Таким образом, гыльце служило оберегом для невесты от «дурного глаза». По окончании свадьбы папа и мама «отдилялы дитэй кусочками гыльце». Гыльце стояло на самом почетном месте стола жениха и невесты.

3. Быкы. Символ дарения, самый дорогой подарок родителей. Это две четверти, наполненные одна красным вином, другая – горилкой, связанные между собой красной лентой. На свадебном столе «быкы» стояли рядом с «гыльце». Охота за «быкамы» продолжается всю свадьбу, поэтому это самый тщательно охраняемый свадебный символ. Но если, все-таки, не уберегли, то выкуп отдают любой, лишь бы вернуть их на место. Молодожены распивали одного быка на первую годовщину свадьбы, второго – при рождении первенца.

4. Дывынь. Свадебный каравай родители дарили молодым, провожая дочку из родительского дома. Каравай связывали с названием коровы: «коро» – символ невесты, «вай» – символ быка – жениха. Каравай – символ женского и мужского начала. Тесто сдабривалось коровьим маслом и сыром. Сверху каравай украшался узорами из скрученного теста в виде рожек и веточек, что символически связывалось с рогами, внутрь также вкладывались различные вкусные начинки. Готовый каравай – «дывынь» ставили на две большие плоские тарелки, рядом – две столовых ложки, связанные красной лентой – это первая самостоятельная еда и посуда на двоих. «Дывынь» занимал почетное место на свадебном столе невесты рядом с «гыльцем» и «быкамы». 

Статья из журнала "Культура и время перемен"  №4 (15), 2016 г.
©  2016. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

"Наше кредо:

открытость в общении,

прозрачность в работе,

хороший результат..."

Артур Викторович Манин